Если ты не «Биг Фарма»

Пару лет назад мне попались на глаза цифры исследования, проведенного международной аналитической компанией KMR Group, о средней стоимости клинических испытаний. Сумма поразила: три стадии в среднем обходятся в $35 млн. К таким выводам аналитики пришли, изучив данные, предоставленные семью фармкомпаниями из топ-20 в период с 2010 по 2015 год.

По сути, это неполная стоимость выхода любого российского фармацевтического производителя на зарубежный рынок. Еще есть доклинические испытания, четвертая стадия клинических и маркетинговые затраты. Невозможно потянуть такую финансовую нагрузку, если ты не субсидируешься государством и ты не «Биг Фарма» (Big Pharma — название группы крупнейших фармацевтических компаний мира с годовым доходом более $3 млрд. — «Известия»). То есть зарубежный рынок, например, для нас, российских производителей, закрыт. Хотя, без сомнения, там некоторые наши препараты имели бы огромный успех. Например, уникальная молекула лекарства — тробовазима.

При этом зарубежным препаратам почему-то на наш рынок входить всё легче и легче. Сейчас предлагают допустить к продаже лекарства, которые не прошли повторные клинические испытания в России. Это означает, что мы автоматически признаем легитимность исследований другой страны. Такую привилегию могут получить препараты из стран Европейского союза, США и Японии.

Хорошо это или плохо для потребителя? Это может представлять угрозу, если будут приниматься данные клинических исследований стран, где уровень проведения испытаний, а также качество фармпроизводства вызывают сомнения. Но даже результатам клинических исследований бигфармов слепо верить нельзя, потому что выводы часто подгоняются. Они имеют своей целью извлечь выгоду, а не принести пользу. И это признало уже даже американское сообщество врачей.

Но я считаю, что главная опасность и несправедливость связана с торможением отечественного производства: это дискриминация наших прав на международной арене и сдерживание развития отрасли внутри страны. Зарубежные производители будут искать себе российских партнеров для локализации, а те — сдавать им в аренду свои производственные мощности или работать по контракту (лицензии) вместо того, чтобы заниматься собственными разработками.

Оригинальные лекарственные препараты — крайне непопулярное направление, хотя именно оно является экспортно потенциальным и может существенно улучшить ситуацию внутри страны в сфере борьбы с самыми опасными заболеваниями (сердечно-сосудистые, онкология и проч.). Несмотря на программу «Фарма-2020», где одной из главных целей было создание оригинальных молекул, их так и не появилось. И оригинальных препаратов на рынке России до сих пор не более 12% в количественном выражении (в том числе и иностранных). По данным исследования фармрынка компанией Delloite, по итогам прошлого года количество фирм, планирующих на 2018 год НИОКРы и разработки инновационных субстанций, уменьшилось в два раза — с 14 до 7.

Связано это прежде всего с несовершенством государственного регулирования, непопулярными законодательными мерами, поддержкой отечественного производителя «на бумаге», а также огромными собственными затратами, которые несут компании на проведение доклинических и клинических исследований, маркетинг и борьбу с конкурентами. И самое парадоксальное, что конкуренция происходит часто не на поле медицины, когда можно говорить о большей эффективности того или иного средства. А исключительно между размерами рекламных бюджетов, где равных бигфармам быть не может.

Де-юре в стране, конечно, идут процессы, укрепляющие позиции отечественных фармпроизводителей: дальнейшие ограничения или запрет на участие иностранных компаний в сфере государственных закупок, предоставление российским производителям субсидий и преференций (например, 15% при участии в госзакупках). Де-факто в коммерческом сегменте доля зарубежных препаратов по-прежнему не меньше 70% в денежном выражении. На рынке правила игры диктуют бигфармы.

Что сделать, чтобы российским производителям стало проще конкурировать? Поддерживать те компании, которые имеют прорывные и ценные для государства и населения технологии и разработки. Искать эти компании, вкладываться в них на том этапе, когда действие молекул понятно и предсказуемо. За счет этого можно существенно ускорить время выхода препарата на рынок, добиться взаимного признания наших клинических испытаний в зарубежных странах и увеличить долю экспорта за счет этих средств и субстанций.

Автор — учредитель компании-разработчика и производителя оригинальных лекарственных препаратов 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Источник: iz.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.