Зачем Крым срочно потребовал 200 миллиардов рублей

Огромные деньги, выделенные на развитие регионов, рискуют осесть в чьих-то карманах


Фото: Зураб Джавахадзе/ТАСС

Материал комментируют:

Игорь Рябов

Николай Баранов

Федор Бирюков

Власти Крыма и Севастополя попросили увеличить на 200 миллиардов рублей финансирование по федеральной программе развития (ФЦП) регионов до 2022 года. Об этом в четверг, 20 декабря, сообщил замминистра экономического развития России Сергей Назаров, которого цитирует «Интерфакс».

«Есть ряд объектов, которые будут дополнительно включены в программу. В каком объеме они будут включены, пока, наверное, сказать не могу, но суммарно то, что заявляют субъекты — около 200 млрд рублей дополнительно по ряду объектов, которые будут предложены. Понятно, что это будет оценено, исходя из финансовых возможностей, целесообразности и необходимости на данном этапе дополнительных объектов», — рассказал Назаров журналистам в Симферополе.

«Сегодня программа под 900 млрд рублей — там 870 млрд рублей, свыше 800 объектов сегодня», — отметил замминистра.

«Дополнительные мероприятия планируются. Мы оценим, в каком объеме они будут приняты, пока не готов сказать. Очевидно, что мы добавим», — заявил Назаров.

Читайте также

Кадыров — Кремлю: Давайте денег побольше и не мешайте
Чеченский лидер, несмотря на гигантские вливания, все равно недоволен финансированием республики

Напомним, ФЦП по развитию Крыма была принята в 2014 году. За эти годы в нее вносились многочисленные поправки, расходы увеличивались, а сама программа — продлевалась. На сегодняшний день срок ее действия указан — до 2022 года. Объем ее финансирования сегодня составляет примерно 877,8 миллиарда рублей.

Ранее Государственный совет республики во втором, окончательном, чтении утвердил бюджет региона на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов. Бюджет планируется бездефицитный: доходы и расходы составят по 192,79 млрд рублей. При этом в структуре доходов на предстоящий год более 149,7 млрд рублей составят дотации, субсидии и межбюджетные трансферты, около 43,07 млрд рублей — налоговые и неналоговые доходы.

200 миллиардов — много это или мало? На фоне общей суммы ФЦП — вроде немного. Между тем, хотелось бы напомнить, что в октябре правительство приняло решение выделить восемь с половиной миллиардов рублей в рамках государственной программы развития Дальнего Востока. Сообщалось, что средства должны пойти на реализацию инвест-проектов, имеющих ключевое значение для социально-экономической ситуации в регионе. Кроме того, как сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев, финансирование всех регионов в скором времени должно стать более гибким и эффективны, для чего готовятся поправки в бюджетный кодекс.

«Регионы смогут более оперативно перераспределять деньги из бюджета. Раньше, если по каким-то причинам регион не успевал в полном объеме использовать федеральные субсидии, которые ему выдавались на софинансирование капвложений в объекты региональной, там, или муниципальной собственности, то приходилось эти деньги обратно возвращать в бюджет и получить их можно было только пройдя длительные процедуры. Теперь это будет делать проще», — отметил тогда Медведев.

Интересно, как в этом свете воспринимать просьбу Крыма? Понятно, что Крым после присоединения к России необходимо было «дотягивать «до уровня российских регионов. Но прошло уже более четырех лет, неужели «наследие» Украины до сих пор не преодолено?

Или кому-то явно не дают лавры главы Чечни Рамзана Кадырова, который недавно попросил увеличить финансирование своего региона, чем вызвал бурную дискуссию в экспертном сообществе, многие представители которого сочли такую меру абсолютно излишней.

Рамзан Кадыров подаёт всем много хороших примеров, но в данном случае, речь идёт о просьбе о софинансировании ряда проектов в Крыму, не о дотациях, а о просчитанных запросах, связанных с развитием инфраструктуры, — считает руководитель экспертной группы «Крымский проект», политолог Игорь Рябов.

— Особенность этих запросов в том, что если первоначальный проект ФЦП в 2014−15 годах рисовался во многом по наитию и общим задачам и в ряде случаев нёс в себе некоторую нецелесообразность, то теперь проекты развития понятны.

«СП»: — ФЦП по развитию Крыма составляет 877,8 миллиарда рублей. Этого мало? Дополнительные 200 миллиардов что-то изменят? Это вообще много или мало?

— Если мы вспомним, что львиная доля трат рогов на проекты аэропорта, Крымского моста, трассы «Таврида» и смежной инфраструктуры, то есть проектов, без которых Крым вообще не мог планировать своё развитие, то увеличение на 200 млрд, это нормальный объём. Вопрос в том, на какой срок эти проекты растянутся. При этом, могу заметить, что из озвученных 200 млрд рублей Крым просит только 65 млрд. Это данные куратора ФЦП от Крыма заместителя председателя Совета министров Республики Крым Евгения Кабанова. Остальное это расчёты федерального центра с учётом интересов Севастополя, видимо. Ещё раз повторю, значительные ресурсы на развитие Крым закладывает из собственного бюджета.

«СП»: — Есть ряд объектов, которые будут дополнительно включены в программу. В каком объеме они будут включены, пока, наверное, сказать не могу", — сказал Назаров. О каких объектах может идти речь?

— Крым просит софинансирования по ремонту автодорожной сети, на строительство объектов медицины и прочие объекты социального значения. Сам Крым может с ними справиться, но просто потратит на ожидание средств из доходной базы много лет. А дороги, например, для развития туризма и сельско-хозяйственной сферы, нужны весьма срочно.

«СП»: — Будут ли эти деньги выделены?

— Думаю, будет принято положительное решение, вопрос лишь в графике выделяемых средств.

«СП»: Насколько, по-вашему, сегодня можно говорить о приоритете развития Крыма, в сравнении с другими регионами? В 2014-м было понятно, но сегодня? Крым еще неокончательно пришел в себя после Украины?

— Главная причина финансовых запросов Крыма — отставание от остальных регионов России, разрыв, который случился в украинский период. Это объективная данность, усугубляемая условиями санкций. Крупный бизнес не спешит идти со своими инвестициями, а это кардинальный фактор и обличие от других регионов. Впрочем, это не значит, что Крым не должен стоять с протянутой рукой — он и не стоит, доходная база бюджета все время растёт. Другой вопрос, что есть и внутренние ограничения: ряд крымских инициатив ограничивает российское законодательство и бюджетное правило, политика Минфина в том числе. Нужны революционере экономические инициативы для Крыма.

Читайте также

Путин не услышал: Призывы отменить пенсионную реформу остаются без ответа
Самые главные вопросы пресс-конференции к президенту никогда не дойдут

По мнению члена Бюро президиума партии «Родина», директора Института свободы Федора Бирюкова, Крым и Севастополь — стратегические регионы, для которых, разумеется, необходима федеральная финансовая поддержка.

— В первую очередь она требуется для развития инфраструктуры полуострова, которой все два с лишним десятилетия «украинского ига» практически не занимались. При этом Крым обладает мощным туристическим потенциалом, который в дальнейшем позволит региону выйти из дотационного списка, но сперва необходимо создать современную туристическую инфраструктуру. Что само по себе — очень масштабная и непростая задача. Для этого, разумеется, мало лишь выделить средства. Надо тщательно отслеживать их целевой расход, предотвратить возникновение коррупционных схем. Требуется и кадровая политика высшего уровня, избавление от тормозящих развитие и печально известных «украинских традиций» в управленческой сфере.

Процессу мешает и странное административное устройство региона. Зачем сохранять отдельный федеральный статус Севастополя? Логичнее и удобнее было бы объединить всю крымскую территорию под единым началом, в рамках одного субъекта федерации. Если это стратегически необходимо, можно придать Севастополю статус ЗАТО, как это часто имеет место быть в отношении территорий, связанных с военной или оборонно-промышленной сферами. Но в любом случае в рамках одного субъекта у властей будет гораздо больше возможностей отслеживать финансовые расходы и препятствовать разворовыванию бюджетных средств.

— 200 миллиардов для Крыма это, конечно, много, — уверен главный редактор ФОРУМа. мск Анатолий Баранов.

— Но если воровать сильно, а работать слабо, то можно и в 10 раз больше распихать по карманам. Именно так и обстоят дела сегодня в Крыму. Спросите, например, где очистные сооружения? А нет их, потому что выделенные на них деньги пропали в лопнувшем банке. Там же постоянно кто-то под следствием, под судом. Денег выделяется много, но эпохальных свершений не видно. При этом постоянно проблема с освоением выделяемых средств. При губернаторе Меняйло даже возвращали деньги в казначейство, не могли целевым образом потратить. При Овсянникове вроде бы научились осваивать, но качество этого освоения оставляет желать…

«СП»: — Будут ли, по-вашему, выделены запрашиваемые средства?

— Что-то мне подсказывает, что в федеральном бюджете просто нет таких лишних денег. И что они хотят построить? Метро из Севастополя в Симферополь? Высокоскоростную магистраль в Ростов? Туннель в Турцию? Нельзя же просто так сказать: дайте нам денег из бюджета, мы их на что-нибудь тут потратим…

Читайте также

Украины две: Одна воюет с Россией, другая торгует с Крымом
Несмотря на блокаду, родина Бандеры продолжает поставлять новогодние товары «агрессору»

«СП»: — До этого 8 миллиардов выделили Дальнему Востоку. Насколько оправданы такие траты? Почему регионы не могут зарабатывать самостоятельно?

— Регионы не могут зарабатывать больше, чем сейчас, исключительно на своих ресурсах. Это закон экономики, любой, капиталистический или социалистической — если хочешь получить прибыль, сначала инвестируй. Грубо говоря, построй завод, а потом уже извлекай из него доходы. Другое дело, что часто деньги-то вкладываются, а отдачи нет. Это плохо. Плохо, когда государственные деньги тратятся неизвестно на что.

«СП»: — Насколько выделение таких сумм отдельным регионам «обижает» другие регионы? Недавно все критиковали Кадырова за его запросы…

— Если деньги выделяются, чтобы растащили по карманам и поделились с центром, то, конечно, другие обижаются — у нас тоже карманы имеются, и откатывать согласны. А если речь о реальных инвестициях, то ведь это труд, и немаленький. Не каждый согласится взваливать на себя дополнительную ответственность и хлопоты. Кадыров, при всем к нему сложном отношении, за расходы отчитывается, на что тратятся деньги, видно. Но эти деньги не «отбиваются», прибыль от их вложения не возникает — пока это проходило под маркой восстановления после войны. Но в Крыму войны не было, хотя двадцать лет независимой Украины и можно сравнить с оккупацией. Что-то нужно вкладывать в инфраструктуру, транспорт, образование и культуру. Но основные вложения должны идти в возобновляемые ресурсы. И этого пока не видно. Севмашзавод по-прежнему стоит в руинах. Электроэнергии не хватает, особенно в Республике Крым, воды не хватает тем более. Транспортный опрос по-прежнему один из самых острых. У населения растет недовольство российской внутренней, экономической и социальной политикой. И это целиком заслуга местных властей.

Алексей Кудрин, новости: Кудрин возмутился отсутствием наказания за недостижение стратегических целей

Источник: svpressa.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.